Изменения в законодательстве, в сфере электронной подписи!

Девиз нашей компании: профессионализм - это быстрота без потери качества.
Рисунок - УКЭП
1 июля 2021

 КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВАЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ в сфере использования электронной подписи с 1 июля 2021 года!

      В прошлом году были внесены изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N63-ФЗ "Об электронной подписи", который  регулирует отношения в сфере электронной подписи в РФ.

1 января 2022 года грядут изменения в обсласти применения и получения электронной подписи - будут изменены условия использования  и выдачи усиленной квалифицированной электронной подписи (далее "УКЭП").

Сейчас идёт переходный период адаптации к нововведениям выдачи и использования электронной подписи - с 1 июля до 31 декабря 2021 года.

Главное изменением в сфере электронной подписи то, что с 1 января 2022 года сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи "УКЭП" для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и нотариусов будет выдавать только УЦ ФНС России.

Но уже сейчас "УКЭП" можно получить в ФНС абсолютно бесплатно.

ФНС опубликована у себя на сайте новость (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10370105/) о том, как можно будет получить "УКЭП" с 1 июля 2021 года. 
Разъяснения ФНС: "кто и как может получить бесплатную КЭП с 1 июля" (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10880039/)

- Изготовление и выдача "УКЭП" будет производится безвозмездно;
- "УКЭП" будет выдаваться ФНС только индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и нотариусам;
- Заказать "УКЭП" можно в ЛК ФНС;
- Получить "УКЭП" можно в территориальной налоговой инспекции по предварительной записи;
- Чтобы получить "УКЭП" заявитель (ИП, или руководитель ЮЛ) должен явиться лично в инспекцию;
- "УКЭП" будет записываться только на сертифицированные специальные защищенные носители.

"Приказом Федеральной налоговой службы от 30.12.2020 № ВД-724/982@ "Об утверждении Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей" утвержден порядок, который зарегистрирован в Минюсте 14.05.2021г и вступает в силу 1 сентября 2021 года." (выдержка из нормативных документов)
Для удобства, далее по тексту вместо фразы "Порядок исполнения обязанностей аккредитованным удостоверяющим центром..." будем использовать термин "Порядок".

Порядок получения УКЭП в ФНС России

Подготовить и подать заявление на выдачу "УКЭП" в территориальном налоговом органе УЦ ФНС России, согласно Порядка (п.22) это так же можно сделать через ЛК ФНС от имени ИП, руководителя ЮЛ, или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ЮЛ.

В заявлении указывается информация (п.23 Порядка): ФИО заявителя, наименование заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, ИНН заявителя (физического лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица), ИНН юридического лица, СНИЛС заявителя, номер ОГРН или ОГРНИП, адрес электронной почты. 
Заявление на получение "УКЭП" подписывает лицо - заявитель (п.24 Порядка). 

Подписанное заявление необходимо подать в пункт выдачи "УКЭП" удостоверяющего центра ФНС. При подаче заявления должны провести процедуру идентификации личности заявителя.

Идентификация личности может производится одним из нескольких способов (п.25 Порядка):

- при личном присутствии, согласно документу удостоверяющему личность заявителя;
- без личного присутствия с использованием действующей "УКЭП" и биометрических персональных данных заявителя;
ВАЖНО: При первичном получении "УКЭП" в УЦ ФНС идентификация личности заявителя будет произведена только при личном присутствии в месте получения (п.25 Порядка).

После подачи заявления все сведения, указанные в заявлении на получение "УКЭП", проверяются в системах МВД, ФНС, ПФР. По результатам положительных проверок УЦ ФНС предоставит сертификат "УКЭП" в течение 5 календарных дней (п.26 Порядка).

ВАЖНО: После процедуры идентификации личности (п.12 Порядка), с заявлением необходимо предоставить сертифицированный защищенный носитель для записи "УКЭП", удовлетворяющий требованиям УЦ ФНС России (п.22 Порядка). На этот носитель заявитель может самостоятельно записать ключи электронной подписи на своем рабочем месте, либо в пункте выдачи "УКЭП" (п.11 Порядка). 

После проверки и подтверждения всех сведений в заявлении и успешного прохождения процедуры идентификации личности (п.26 Порядка) УЦ ФНС России выдает сертификат "УКЭП" в течение 15 минут и вручает его заявителю (п.27 Порядка).

После получения сертификата "УКЭП" заявитель должен ознакомиться с руководством по обеспечению безопасности хранения и использования "УКЭП" (п.29 Порядка).

В период с 1 июля до 31 декабря 2021 года электронную подпись для ИП и ЮЛ можно будет получить в коммерческих удостоверяющих центрах, аккредитованных по новым требованиям Минкомсвязи России. Такие "УКЭП" будут работать до 31 декабря 2021 года.

С 1 января 2022 года коммерческие удостоверяющие центры будут выдавать "УКЭП" только для физических лиц.

Мы в свою очередь рекомендуем своим клиентам не затягивать с получением нового "УКЭП" от УЦ ФНС, т.к. ближе к концу 2021 года, возможны очереди на идентификацию и получение "УКЭП" в территориальных налоговых инспекциях.